7 фактов об процессе обучения

Что для вас образование? Экзамены, тесты, диплом, повышение квалификации — постоянные источники стресса, порой даже необходимое зло на пути к успеху. Но так ли это? Действительно ли образование должно быть тяжелым и изнуряющим, доступным не каждому и вознаграждающим лишь в далеком будущем? Развитие психологии обучения позволяет развеять многие предубеждения и взглянуть по новому на ситуацию, изучая природу внимания и памяти. Рассмотрим несколько положений.

1. Нон-стоп

Как ни странно, но обучение может происходить каждый день. Это естественное состояние разума — используя пять чувств, воспринимать и систематизировать данные из внешнего мира. Примерно с 4-х лет память человека начинает создавать взаимосвязанные шаблоны из полученной информации, позволяя работать с большим объемом и выделять лишь необходимое. Так дни объединяются в недели и месяцы, окружающие люди разделяются на круги знакомств с разной моделью поведения или даже просто море оттенков зеленого становятся деревьями, каждое со своим уникальным видом и формой листа — всякий элемент становится частью целого.

Сам процесс обучения предполагает создание взаимосвязей между разрозненными фактами и явлениями, отсекая все лишнее. Именно это требует сил, т. к. в новом необходимо увидеть смысл и связь, но отсутствие обучения не останавливает ваше восприятие, зрение или слух, а лишь значительно снижает создание новых смысловых систем. Т. е. цифры могут восприниматься только как цены и телефоны, цвета только как характеристика одежды, а звуки относиться лишь к голосу и сигналам.

2. Фрустрация

Тупик и ступор, возникающие порой при обучении, обязательные элементы процесса. Освоение новой информации не может происходить абсолютно гладко и без напряжения. Определенный уровень стресса лишь говорит о том, что вы двигаетесь в верном направлении, т. к. решаете некую задачу, подход к которой вам не известен. Примеры могут быть не только на лекциях по математическому анализу, но и повсеместно в жизни. Например, когда вы готовитесь на важную встречу или сводите семейный бюджет, ищете парковку в неизвестном вам месте или даже составляете свой рацион согласно какой-либо диете, желая получить красивую фигуру. Другими словами, если вам сложно дается обучение, в определенный момент вы вообще не знаете о чем это и зачем — это хорошо, вы получаете незнакомую вам информацию неподходящую ни под одно существующее у вас понятие и стараетесь увидеть в ней связь.

3. Удовольствие

Обучение — это врожденный источник удовольствия для любого человека, потому как после фрустрации и непонимания наступает момент открытия — решение задачи. Неясность превратилось в знание, во взаимосвязанную логическую структуру. Этот момент легко увидеть на примере, когда ребенок собирает головоломку или решает загадку: как только найден ответ, то создается бесценный опыт, который и является единственной мотивацией. Другие поощрения для обучения нередко создают лишь проблемы — человек сталкивается с отсутствием вознаграждения за усилия и теряет интерес. Также, в хорошем настроении восприятие и внимание работают гораздо лучше, тогда как при лишнем стрессе постижение нового лучше вообще отложить. Навязанным оно будет неэффективно, а приобретенный негативный опыт лишь помешает в будущем.

4. Система

Человеческая память гораздо охотнее фиксирует то, что происходит систематически, а не продолжительно. Дело в том, что внимание гораздо выше в начале какого-либо занятия, постепенно снижаясь со временем. Поэтому ежедневные полчаса дадут гораздо лучший результат, чем даже 8 часов один раз в неделю.

5. Уникальность

Нет одного универсального подхода к обучению. Мы устроены по-разному: кому то проще читать, кому то слушать или делать на практике, заниматься вечером или короткими сессиями по 15 минут. На данный момент создано более ста разных программ обучения оптимальных для разных людей, дисциплин, возраста и многих других факторов. Попытка вписать всех в общие рамки лишь создает лишние препятствия и рождает заблуждение, что обучение заведомо сложное и неприятное занятие, когда как это естественная часть и даже потребность человеческой жизни.

Поэтому смело ищите постоянно новые пути при подходе к новому материалу. Вы можете менять время и продолжительность уроков, занимаясь только когда вам комфортно. Также варьируйте вид подачи информации, слушая аудио курсы, читая, просматривая видео лекции или изучая на практике. Можно даже видоизменять материал, представляя цифры, как человеческие типажи, находя ассоциации с иностранными словами при изучении нового языка или придумывая аналогии взаимоотношений для химических реакций Стоит отметить, что чем больше создается связей с информацией, тем лучше она запоминается. Даже если вам удобнее смотреть лекцию, то, добавив немного чтения теории к этому, материал скорее закрепится. Поэтому лекции лучше всего записывать, а не просто слушать и отпечатывать чужие конспекты, т. к. для записи вам необходимо не только прослушать и понять, но и декодировать информацию в письменную, что создает дополнительную связь.

6. Интеллект

[block_reclama1] Существует заблуждение, что уровень интеллекта заложен генетически, т. е. человек может быть просто плохо обучаем по своей природе. Однако это не совсем так. Бывает, что целый ряд стандартных методов обучения не подходит ученику. Тем не менее, каждый из нас усваивает почти феноменальные размеры информации. Например, девушки могут прекрасно разбираться в моде, одежде, брендах и разных стилях, что порой не проще квантовой физики для молодого человека, и напротив, мужчины в совершенстве постигают науку автомобилей, рыбалки или целые базы знаний в онлайн играх, также нередко абсолютно недостижимых для девушек. Правда в том, что любую информацию можно перевести в какой угодно вид — запахи цветов можно перевести в уравнения, физические законы в коллекцию анекдотов, а формулы в узоры или изображения. Поэтому способность к обучению повсеместна и ограничена лишь соответствием методики и временем.

7. Практика

Значение практики легко выражается в понимании принципа, что человек учится именно тому, что непосредственно выполняет. Так решение математических задач даст навык именно в этом, а не в сведении бюджета, чтение теории поможет вам преуспеть именно в поглощении литературы, а не применении написанного, даже физическая тренировка лишь частично может приготовить вас к тому, что вы встретите на соревнованиях или в спарринге.

И в заключении хочется сказать, что каждый из нас  может постичь любую науку, сколь сложной она не казалась бы, будь то китайский, ядерная физика или резьба по камню. Сложности и ошибки не должны вас останавливать, как не останавливали при обучении чтению, сложностей взаимоотношений или вашему хобби. А в итоге вы сильно обогатите свою жизнь, делая каждый день новым и наполняя его познанием еще одной стороны жизни.



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.